Эффективная медицина

Главная » Эстетическая косметология » Воздействие запахов

Воздействие запахов

Запах - это субъективно оцениваемое свойство летучих веществ раздражать рецепторы обонятельного анализатора и создавать соответствующее ощущение. Мы начинаем чувствовать запах практически с момента его появления, спустя доли секунды. Основных запахов, из которых природа и человек формируют бесчисленное количество "букетов", немного. Создатель стереохимической теории обоняния Дж. Эймур выделяет всего семь основных запахов: камфароподобный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный, острый, цветочный.

Как работают запахи?

На протяжении всей нашей жизни мы осваиваем язык запахов, точно так же, как маленькие дети учатся говорить. Хотя на долю восприятия через обоняние приходится лишь около 2 процентов информации, получаемой из внешнего мира, человек в среднем различает до десяти тысяч запахов, а люди, "работающие носом", -дегустаторы, химики, парфюмеры, - имеют хорошую память на запахи и могут узнавать их тонкие нюансы, даже если раньше ощущали их в сверхмалых концентрациях.

В случае нарушения носового дыхания (когда нос заложен), дыхание осуществляется через рот, и орган обоняния как бы отключается. Когда объем воздуха, содержащего пахучие частицы, недостаточен, обонятельные ощущения также не возникнут.

Запахи и воспоминания

Если говорить о механизме психоэмоционального воздействия запахов на человека, то можно воспользоваться термином "якорь", вводимом теорией нейролингвистического программирования. Он обозначает явление, устойчиво связанное с событием, произошедшем в прошлом. Так, песня, звучавшая на танцплощадке во время первого в нашей жизни медленного танца, может вызвать яркие воспоминания о том, "как это было", и которые, казалось, навсегда стерлись из памяти (возможно, удастся вспомнить даже имя своего партнера). Из всех видов "якорей", безусловно, сильнейшим является запах. У каждого человека существует свой, уникальный набор "якорей": для одного им станет запах прелых листьев, для другого - бабушкиных пирожков, для третьего - советских духов.

Так или иначе, вызванные мимолетным запахом воспоминания с необыкновенной ясностью предстанут перед вами, полностью захватив вас. Как правило, запах будет эмоционально окрашенным: вы заново проживете те эмоции (отрицательные или положительные), которые испытывали, когда вдыхали его в первый раз.

Это может иметь и негативные последствия. Например, по наблюдениям ароматерапевта Джейн Бакл, запах лаванды вызывает у многих англичан очень болезненные воспоминания и чувство скорби, поскольку во время Второй мировой войны эфирное масло лаванды использовалось в Великобритании в качестве дезинфицирующего средства в моргах. Никакие изображения и звуки не обладают такой силой. Почему же так происходит? Почему именно запахи оказывают на нас такое влияние?

Когда человек вдыхает пахучее вещество, молекулы запаха захватываются специальными клетками - хеморецепторами, выстилающими носовые ходы. Молекула запаха возбуждает нейрон, сигнал передается по аксону и попадает в нейроны "информационного запахового центра" - обонятельную луковицу, расположенную в передней части мозга. Из обонятельной луковицы сигнал поступает в кору больших полушарий, обеспечивающую сознательное восприятие запаха, и в лимбическую систему, которая отвечает за эмоции, сексуальное влечение, а также за хранение данных в долговременной памяти. Уникальность обоняния состоит в том, что только оно имеет непосредственный доступ к лимбической системе, в то время как визуальные образы и звуки связаны с ней довольно опосредованным образом, "благодаря" чему быстро стираются из памяти. Именно этим и объясняется то, что запах, который вы унюхали много лет тому назад, запомнился вам так хорошо. Поскольку лимбическая система отвечает за эмоциональные проявления человека, запах мгновенно высвобождает хранящиеся в памяти эмоции, и только спустя некоторое время приходит интеллектуальное осмысление запаха. Это, кстати, подтверждает теорию известного мыслителя XX века Гурджиева, согласно которой эмоциональный центр у человека работает значительно быстрее, чем интеллектуальный.

Массовые эксперименты

Кроме описанных выше случаев, когда запах связан с личным переживанием, в ароматерапии действует простой закон: приятные запахи положительно влияют на настроение и самочувствие людей, на их физическое состояние и работоспособность. Они активизируют слюноотделение и деятельность пищеварительных желез, вызывают аппетит, чувство радости, подъем и эстетическое наслаждение, в то время как неприятные запахи, наоборот, оказывают угнетающее влияние вплоть до тошноты, рвоты, обморока. Они способны изменить температуру кожи, вызвать отвращение к пище, обострить чувствительность нервной системы и т. д.

Естественно, ученые, медики и бизнесмены, обнаружив такой ключ к изменению психоэмоционального состояния людей, принялись испытывать возможности ароматерапии. Известны опыты распыления аэрозолей с успокаивающими ароматами в токийском метро, в результате чего уменьшилось количество конфликтов между пассажирами. Проводившийся в Советском Союзе эксперимент с использованием ароматических масел на заводе ВЭФ привел к 40-процентному росту производительности.

В семидесятых годах XX века маркетологи проявляли огромный интерес к теме управления покупательским спросом путем распыления ароматических веществ в торговых залах. Наконец, распыление ароматических масел в крупных торговых центрах в США (приводящее порой к значительному росту продаж) приняло лавинообразный характер, и власти вынуждены были ограничить подобные манипуляции. Тем не менее, и в Европе, и в США сейчас широко применяется ароматизация торговых помещений.

В советское время большинство разработок по ароматерапии в нашей стране проводились под грифом "секретно", но есть и открытые материалы. С увеличением количества информации возросло и количество врачей-энтузиастов, применяющих отечественный и зарубежный опыт для лечения пациентов. Например, некоторые психиатры-ароматерапевты используют масла лаванды, герани и цитрусовых в аромакурильницах при невротических состояниях, для лечения стрессов, при неврозах. Отмечается, что через 10-15 сеансов у пациентов улучшается настроение и общее самочувствие, повышается работоспособность.

Таким образом, уже накоплен достаточный эмпирический опыт, позволяющий вполне уверенно пользоваться свойством эфирных масел влиять на психоэмоциональное состояние человека. Но поскольку исследования в этой области продолжаются и полная теория обоняния еще далека от завершения, нам еще предстоит стать свидетелями новых открытий в этой области.

Елена ДЕМИНА

Косметические проблемы: симптомы, диагноз, лечение, подробнее

Дополнительная информация:

Сегодня 27.05.2019
с 10:00 до 19:00
 на звонки
отвечает врач.